Как законно вывести деньги с расчетного счета компании?

   Над вопросом вывода денег из ООО рано или поздно задумывается каждый бизнесмен. Ведь он открывает компанию в надежде получить прибыль, когда же она наконец получена, вдруг возникает вторая проблема: как ее превратить в реальные наличные в своем кармане? Если бизнес создан в форме ИП – никаких проблем: предприниматель вполне может вывести средства на личные нужды, ведь деньги на счёте ИП принадлежат этому человеку на тех же правах, как и другие вещи.

   Совсем другое дело, когда речь идёт об обществе с ограниченной ответственностью. По закону это отдельное юридическое лицо и его деньги нельзя считать деньгами директора или учредителя.

И как тогда можно забрать прибыль?

  Вариантов в данном случае несколько, у каждого свои плюсы и минусы.

Прежде всего, зарплата.

   Этот вариант, пожалуй, самый официальный, простой и понятный, но в то же время и самый невыгодный, ведь платить придётся порядка 43% налогов сверху от суммы на руки: НДФЛ + страховые взносы. Преимущества в данном случае в том, что зарплату и взносы можно учесть для уменьшения налога на прибыль, для сотрудника же это возможность получать в будущем хорошую пенсию, а в настоящем – налоговые вычеты по НДФЛ, например, при покупке квартиры.

Следующий вариант – дивиденды.

  Выгода здесь в том, что заплатить придётся лишь 13% НДФЛ. Но недостатками являются невозможность включения сумм в расходы компании (на дивиденды идёт прибыль, которая остаётся после уплаты налогов), а также нерегулярность вывода сумм в такой форме и ограниченность по размеру: ведь выплачивать дивиденды можно лишь раз в квартал, не чаще, и только в сумме, не превышающей прибыль. Если же прибыли нет или вовсе получен убыток, то и дивиденды оформить не получится.

Ещё одно направление – аренда.

  Человек может сдать компании в аренду, например, помещение или автомобиль – арендная плата будет облагаться только НДФЛ 13%, и эти суммы можно будет учесть для уменьшения налога на прибыль.

Следующий способ – возврат займа.

  Этот вариант может быть использован только в случае, если ранее учредитель вкладывался в дело в форме займов в пользу организации – соответственно, и выводить деньги можно только в рамках данной суммы. Однако на практике зачастую на старте бизнеса учредитель подобные вложения вовсе не отражает в бухгалтерии, таким образом, теряя возможность забрать эту сумму в дальнейшем по мере роста прибыли.

С займом может быть и обратный вариант – если компания даст займ директору или учредителю.

  Но в этом случае имеются свои подводные камни: в первую очередь, поскольку это займ – его в будущем придётся возвращать. Далее, если займ выдаётся под проценты – для компании они будут доходом, а значит с них придётся платить налог на прибыль. В то же время беспроцентный займ или займ под очень низкий процент (менее 2/3 действующей ставки рефинансирования) будет приводить к возникновению материальной выгоды от экономии на процентах – с неё придётся заплатить НДФЛ, причём по ставке 35%.

Используют часто вариант с выдачей денег под отчёт.

  Но тут не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Нельзя копить большие суммы выданных под отчёт средств. Важно понимать, что эти деньги обычно выдаются на определённый срок и на конкретные цели: например, для оплаты поставщикам за необходимые для деятельности товары и услуги. Выдать сумму под отчёт можно только сотруднику, причём если он по полученным средствам не отчитается в положенный срок, не предоставит документы на покупки для нужд компании – ему придётся либо вернуть эти деньги, либо они будут учтены аналогично зарплате (с уплатой соответствующих “зарплатных” налогов в размере 43%).

  Конечно, существует ещё и целый ряд незаконных способов вывода денег из компании, однако их применение грозит санкциями вплоть до уголовной ответственности. Мы не советуем своим клиентам их применять и в данной статье рассматривать не будем.

  Таким образом, в настоящее время применяются разные варианты получения от ООО “живых” денег. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Зачастую лучше комбинировать все возможные способы, чтобы не складывать все яйца в одну корзину и не привлекать внимание налоговой. Не бойтесь задавать такие вопросы своему бухгалтеру – он проанализирует вашу ситуацию и посоветует наилучший вариант.

17.12.2019

Вернуться к списку